Информатика и вычислительная техника

       

Классификация информационных систем


В основу классификации информационных систем могут быть положены различные признаки.

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов все системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.

51

Ручные информационные системы характеризуются отсутствием технических средств переработки информации и выполнением этих операций только человеком.

Автоматические информационные системы выполняют все операции без участия человека.

Автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации как человека, так и технических средств. В современном толковании термина "информационная система" обязательно вкладывается понятие именно автоматизированной системы. В дальнейшем будет идти речь только о таких системах.

По характеру использования информации все автоматизированные информационные системы бывают информационно - поисковыми, информационно - управляющими и информационно - советующими.

Информационно - поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователя. Применяются в библиотеках, кассах продажи билетов, справочных службах и т.п.

Информационно - управляющие системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает управленческое решение.

Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий.

В зависимости от сферы применения информационные системы делятся на системы организационного управления, управления технологическими процессами, автоматизированного проектирования, а также интегрированные (корпоративные) информационные системы.

Системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: банками, страховыми компаниями, торговыми фирмами, гостиницами и др. Учитывая наиболее широкое распространение этого класса систем, часто любые информационные системы понимают именно в данном толковании.


Информационные системы управления технологическими процессами служат для автоматизации управленческих функций при реализации производственного процесса. Они широко используются для поддержания требуемого технологического процесса в металлургической, машиностроительной, электронной, пищевой и др. отраслях промышленности.

Информационные системы автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации труда инженеров - конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании ими новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются моделирование проектируемых объектов, инженерные расчеты, создание проектной документации.

Интегрированные (корпоративные) информационные системы используются для автоматизации всех функций и видов деятельности фирмы.

52

Создание таких систем является достаточно сложным процессом, поскольку требует системного подхода ко всем видам деятельности данной фирмы с позиций главной ее цели (например, получения максимальной прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д.) - В результате такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы.

Рассмотренные виды классификации информационных систем носят достаточно укрупненный характер. Согласно этой классификации практически все существующие информационные системы относятся к классу автоматизированных информационных систем организационного управления, который, как уже отмечалось, идентифицируется кратким термином "информационная система".

Далее мы остановимся на более детальной классификации именно таких информационных систем, положив в ее основу так называемый функциональный признак, определяющий основные цели, задачи и функции управления, реализуемые данной системой.

Существующие виды управленческой деятельности большинства производственных и коммерческих объектов определили типовой набор функционально - ориентированных информационных систем, включающий:

  • - производственные системы;
  • - системы маркетинга;
  • - финансовые и учетные системы;
  • - системы кадров (человеческих ресурсов);
  • - прочие системы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.




В крупных фирмах основная информационная система функционального назначения может состоять из нескольких функциональных подсистем, реализующих конкретные подфункции управления. Например, производственная информационная система может иметь функциональные подсистемы управления запасами, оперативного контроля и управления производством и т.д.

Расчленение информационных систем по функциональному признаку позволяет разукрупнить и детализировать существующие в организации функции управления, что, в свою очередь, снижает размерность решаемых задач, делает эти задачи более конкретными и обозримыми.

Дальнейшее снижение размерности решаемых задач управления достигается расчленением информационных систем не только по функциональному признаку (видам деятельности), но и по уровням (иерархии) и стадиям (этапам) управления.

Если в качестве объекта управления рассматривать социально - экономические процессы для страны в целом, то здесь в качестве уровней управления можно выделить следующие: высший уровень - министерства и ведомства; средний уровень - объединения, компании и холдинги; нижний уровень - предприятия, организации и учреждения.

53

Для отдельной организации также можно выделить соответствующие уровни управления: высший уровень, представленный руководителями фирмы и менеджерами высшего звена; средний уровень, представленный специалистами и менеджерами среднего звена; нижний уровень, представленный непосредственными исполнителями.

Между информационными системами различных уровней всегда существуют информационные потоки, в которых от вышестоящего уровня к нижестоящему поступает управляющая информация в виде планов, приказов, распоряжений и т.д., а от нижних уровней к вышестоящим - главным образом, информация в виде отчетов, сводок и т.д., отражающих текущее состояние соответствующего уровня управления.

Нужно отметить, что с повышением уровня управления передаваемая информация обычно уменьшается в количественном отношении, однако, при этом растет ее смысловая, содержательная сущность.

Информационные системы любого уровня и любого функционального назначения могут различаться в зависимости от реализуемых стадий (этапов) управления. В числе таких стадий можно назвать, например, долгосрочное, или перспективное управление; среднесрочное, или текущее; краткосрочное, или оперативное управление. Обычно наблюдается некоторая связь между уровнем управления и продолжительностью реализуемого этапа управления. Более высоким уровням управления соответствуют, как правило, более продолжительные стадии управления.

54

51 :: 52 :: 53 :: 54 :: Содержание


Содержание раздела