Контроль знаний на ЭВМ
Контроль и проверка знаний при дистанционном, заочном и очном обучении может производиться с помощью персональных ЭВМ. В этих целях создаются и используются специальные компьютерные программы, получившие название электронных учебников.
Электронные учебники - это компьютерные программы, содержащие учебные тексты и тесты. Тесты - это контрольные вопросы. Тесты в электронных учебниках отличаются тем, что ответы на них проверяются ЭВМ непосредственно в диалоге с учащимися.
Основные возможности электронных учебников состоят в следующем. Электронные учебники могут использоваться:
1) для проверки знаний на занятиях с использованием ЭВМ;
2) в качестве экзаменатора на зачетах и экзаменах;
3) в качестве тренажеров на самостоятельных занятиях с ЭВМ.
Примером может служить электронный учебник по информатике, являющийся приложением к настоящему бумажному учебнику. Этот электронный учебник используется для контроля знаний студентов и школьников по информатике на зачетах и текущих занятиях, а также при подготовке и сдаче экзаменов.
Особенностью данного электронного учебника является его
связь с бумажным учебником. Все тексты электронного учебника взяты из настоящего учебника и все ответы на тесты электронного учебника можно найти в данном учебном пособии.
Электронным учебником по информатике можно пользоваться на компьютерах IBM PC с операционными системами MS DOS и Windows. В среде MS DOS запуск электронного учебника осуществляется из каталога TEACHER, в котором находится программа, с помощью команды
> menu
Если запуск прошел успешно, то на экране появится заставка с названием программы, а затем - окно регистрации, в котором необходимо указать свою фамилию, имя и группу:
Информация Регистрация Работа Темы Протокол Выход
Зарегистрируйтесь:
Фамилия: ___________
Имя: ______________
Группа: _____________
Дата: 01/01/1998
После регистрации на экране появляется основное меню электронного учебника.
Работа с электронным учебником проходит в режиме диалога с ЭВМ в трех основных режимах:
1) чтение разделов учебника;
2) обучение с использованием тестов;
3) контроль знаний учащихся.
В режиме «чтение» на экране можно читать разделы электронного учебника, организованные в главы и разделы точно так же, как и в бумажном учебнике. Пример
оглавления:
Информация Регистрация Работа Темы Протокол Выход
Иванов
Глава 1. Информация и персональные ЭВМ
Глава 2. Элементы информационных технологий
Глава 3. Элементы «искусственного интеллекта»
Глава 4. Алгоритмы и начала программирования
Глава 5. Технология решения задач на ЭВМ
Пример текста из первого раздела учебника:
Информация Регистрация Работа Темы Протокол Выход
Иванов
1.1.1. Введение в информатику
Информатика - это научная дисциплина, изучающая законы и методы накопления, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ. Накопление, передача и обработка информации
происходит не только внутри ЭВМ, но и при общении людей, в технических устройствах, в живых организмах и в жизни общества.
В режиме чтения тексты можно перелистывать с помощью клавиш стрелок и клавиш пролистывания страниц вверх-вниз. Смена темы проводится через основное меню, расположенное на верхней строке экрана.
Контрольные вопросы можно получить в режимах контроля и обучения. Разница между ними заключается в том, что в режиме контроля на экране появляется только сам контрольный вопрос, а в режиме обучения на экране можно читать и перелистывать текст соответствующего раздела.
Пример контрольного вопроса:
Информация Регистрация Работа Темы Протокол Выход
Иванов
1.1.1. Введение в информатику
Контрольный вопрос
или о [_____], передаваемые
в форме [____] и сигналов.
Ответы на контрольные вопросы вводятся с клавиатуры в места соответствующих пропусков. Слова могут вводиться в любом порядке и при необходимости тут же исправляться. Оценка ответа будет выведена ЭВМ на экран сразу после нажатия клавиш Ctrl и Enter.
Ответ считается правильным, если получится фраза, выражающая истинное утверждение. Эталонные правильные ответы можно найти в соответствующем разделе бумажного или электронного учебника.
ЭВМ выводит на экран оценку «молодец»,
если ответ полностью совпадет с соответствующей фразой в учебнике. Оценка «хорошо», «нехорошо» и «плохо» будет выводиться ЭВМ в зависимости от числа совпадений и количества введенных слов.
Оценка «хорошо» ставится, если не менее 50% слов совпадают с эталоном из учебника. В случаях, когда более половины слов отличается от эталонных ответов, выводится оценка «нехорошо».
Оценка «плохо» выводится, если не введено ни одного слова.
В режиме обучения правильный ответ к контрольному вопросу можно найти с помощью подсказки, нажав клавишу F6. В результате на экране появится раздел учебника с эталонным ответом, который можно найти перелистывая текст раздела. Возврат к контрольному вопросу произойдет после повторного нажатия клавиши F6.
Все контрольные вопросы составлены исключительно по материалам учебника и в нем всегда можно найти все ответы на все контрольные вопросы. Поэтому в режиме обучения, используя доступ к текстам учебника, при внимательной работе можно получать исключительно отличные и положительные оценки.
Режим обучения особенно удобен при самостоятельной подготовке к зачетам и экзаменам. Именно при работе в этом режиме могут быть проработаны все контрольные вопросы по заданному разделу учебника и по всему учебнику в целом.
Педагогический эффект от работы с рассматриваемыми тестами заключается в том, что заполнение тестов требует нахождения, запоминания, проговаривания и ввода слов-ответов с клавиатуры.
При этом при анализе ответа необходимо осмысление подбираемых фраз на предмет их истинности.
Работа с электронными учебниками позволяет не только мгновенно сообщать оценки каждого теста учащемуся, но и работать в удобном темпе, используя тексты учебника и получая подсказки от ЭВМ. При этом с компьютером можно заниматься столько - сколько нужно для получения положительных или отличных оценок.
Работу по контролю знаний на традиционных занятиях в школах и вузах стараются выполнять учителя и преподаватели. Однако при групповом обучении они не могут опросить в течении занятия всех учащихся и поэтому они не могут дать гарантий в результатах обучения всем своим ученикам.
Определенным выходом для традиционных форм обучения могло бы служить использование бумажных тестов, которые позволяют проверять знания всех учащихся по любому из текущих занятий. Однако проверка этих бумажных материалов весьма трудоемка для преподавателей и они минимизируют или игнорируют эту работу.
Компьютерный контроль знаний позволяет освободить преподавателей и учителей от весьма трудоемкой и рутинной работы по проверке всех результатов тестирования. Эту работу на себя вполне могут взять персональные компьютеры, снабженные соответствующими электронными учебниками.
Однако наиболее эффективно обучение с использованием электронных учебников происходит при контроле и руководстве преподавателей, которые организуют систематический контроль знаний и решение задач по всему курсу.
Проверка знаний в представляемом электронном учебнике происходит в режиме «контроль». В этом режиме на экран выводятся только тесты по выбранной теме без каких либо подсказок. Оценка ответа выводится на экран ЭВМ сразу же после его ввода с клавиатуры.
При этом все ответы записываются в протокол
на магнитных дисках, который можно увидеть на экране по завершении серии тестов по выбранной теме. По завершении серии тестов на экран выводятся итоги прохождения проработанной темы в следующей форме:
-----------------------------------<ИТОГИ>------------------------------------
> Количество тестов =15
> Отлично =11
> Хорошо = 3
> Нехорошо = 1
> Плохо = 0
>!> Совпало ответов = 87 % <!<
>!> 0тсутствуют ответы = 0 % <!<
-----------------------------------------------------------------------------------
Окончательных оценок компьютер не ставит. Задача компьютера состоит в сборе статистики ответов и ведении протокола ответов в режиме «контроль». Оценка ответов выводится учащимся на экран сразу после проработки серии тестов по текущей теме.
Проставление окончательных оценок остается за преподавателями, которые должны просматривать протоколы ответов с учетом возможных альтернативных правильных ответов учащихся. Если ответ учащегося правильный, но отличается от эталонного ответа в учебнике, то преподаватель обязан скорректировать окончательную оценку за этот ответ и итоговые оценки за работу в целом.
Протокол ответов можно увидеть на экране через главное меню, не завершая работы с электронным учебником. Пример протокола диалога с компьютером при работе с электронным учебником по информатике:
Фамилия: Чуков
Имя: Андрей
Группа: 434
Дата: 10/01/1997
###################################
Режим: Контроль
###################################
>@
Глава 2. Элементы информационных технологий.
>@ 2.4. Базы знаний на ЭВМ.
Признак - логическая [характеристика]
[объекта] / субъекта / [процесса].
------------------------------------------------------------------------------------
Определение понятия - совокупность [признаков],
характеризующих [содержание] понятия.
------------------------------------------------------------------------------------
Содержание понятия - совокупность [признаков],
выделяющих {объект}, отвечающих данному
понятию, [среди] других [объектов].
------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------<ИТОГИ>--------------------------------
> Количество тестов =15
> Отлично =11
> Хорошо = 3
> Нехорошо = 1
> Плохо = 0
>!> Совпало ответов = 87 % <!<
>!>Отсутствуют ответы = 0 % <!<
----------------------------------------------------------------------------
<СИСТЕМА ЗАКОНЧИЛА РАБОТУ>*<10/01/1995>
Такого рода протоколы в виде файлов формируются и автомати чески записываются на магнитные диски. Эти протоколы накапливаются и хранятся на ЭВМ. При дистанционных формах обучения эти протоколы в виде файлов могут пересылаться по электронной почте и служить подтверждением результатов проработки учебных материалов.
В о п р о с ы
1. Что такое - электронные учебники?
2. Что такое - выборочные ответы?
3. Когда ответ считается правильным?
4. Когда и как получить подсказки?
5. Как добиться хорошей успеваемости?
З а д а н и я
1. Зарегистрируйтесь в электронном учебнике.
2. Сравните оглавления электронного и бумажного учебников.
3. Пролистайте первый раздел электронного учебника.
4. Проработайте тесты первого раздела учебника.
5. Ответьте на контрольные вопросы первого раздела.